понедельник, 12 апреля 2021 г.

Ночь Юрия!

            В первом полете Белка и Стрелка полетели вместе. После первого или второго витка вокруг нашей планеты из ЦУПа раздался голос:"Белка!" Белка ответила:"Афф!" Тут же поступил приказ:"Нажать синюю кнопку!" Белка ударила лапой по большой синей кнопке и двигатели корабля заработали. Из ЦУПа снова раздался голос:"Стрелка!" Стрелка ответила:"Афф!" "Нажать красную кнопку!"- пришел тут же новый приказ. Стрелка ударила по красной кнопке и корабль развернулся пойдя на снижение. Из Цупа снова прозвучало:"Чукча!" Чукча крикнул в ответ:"Афф!" "Ну что ты аффкаешь?! Напои собак и ничего не трогай!"-строго наказали все из того же ЦУПа.  Я  рассказал эту историю своему приятелю Джону Гейтсу. Джон родом из северной Калифорнии и в школе учил русский язык. Дед Джона был знаком с Джеком Лондоном и может быть поэтому Джон был заражен в юнности идеями и жаждой приключений. В 1985-м году он пришел на туристическом теплоходе из японской Хаккодате в советскую Находку и оттуда самостоятельно отправился на поезде в Москву. Он думал, что может говорить по русски, но это оказалось труднее, хорошо, что наши люди его не бросили. Молодежь его капитально напоила по пути до Байкала. Там он смог выйти чтобы посмотреть на знаменитое озеро и отстал от поезда уснув под каким то кустом на берегу. Здесь его подобрал местный морж-спортстсмен, кажется Ваня, купавшийся неподалеку. Он отпоил Джона горячим молоком в бабушкиной хижине, а на следующий день посадил его на поезд, двигать дальше на Москву.   Там еще были приключения,  но здесь все не об этом. Скажу только, что в Москве Джон смог арендовать автомобиль!!! Это была наша Лада с оранжевыми номерами. На ней он смог добраться cначала до Горького,  а затем до Ленинграда. В Горьком у него чуть было не случились проблемы на дискотеке,  но защитили его наши девушки от горячих и пьяных местных мажоров. В книге, которую написал впоследствии мой друг, есть фотографии "автотрассы" Москва_Ленинград,  которая состояла из асфальтовой ленты без разметки шириной достаточной для одной машины в каждую сторону. На снимке идет мужик по этой трассе в картузе и белой рубахе с деревенской с девочкой, которая хворостиной погоняет белую козу вдоль федеральной дороги.  Джон подарил мне эту книгу,  которую он назвал  "Soviet Passage" ( Советский поход). Он, когда то, мечтал  
 продать ее кому нибудь в Голливуде,  но как раз в это время у нас появился М.Горбачев, который все испортил. Ящики с нераспечатанными книгами до сих пор лежат у Джона на чердаке. Пострадал наш Джон ни за что. Даром мучился нашей газировкой из автоматов и добирался обратно в Москву  на "жиге" с неработающей задней передачей. Зато Джон нашел себе красавицу Оксану и его русский сейчас намного лучше,  чем после школы. Они счастливо женаты, успешны и за них можно только радоваться. 
Историю про собачек в космосе я рассказал Джону по-нашему и он все понял и хохотал так заливисто, что я к нему присоединился. Мы сидели в этот вечер вдвоем и дегустировали восемь сортов дорогой текилы. Компания Джона недавно проводила какие-то экономические исследования связанные с индустрией этого мексиканского напитка и теперь он знал в нем толк. Мы сидели у них в роскошно отремонтированном доме на берегу залива. Сидели у барной стойки,  а с обратной стороны стойки на большой газовой плите кудесничала та самая Оксана. Она совершенно не смеялась,    а когда мы закончили ржать хохотать и собрались попробовать "трес дженересос" Оксана окинула нас строгим взглядом. В руке у нее был большой нож для рубки овощей. Мы оба поняли, что это серьезно. "Что такое,  Оксана!?"- спросил Джон и мы оба уставились на нее глядя прямо в оксанин ярко-окрашенный рот. Оксана стукнула ножом по разделочной доске и строго спросила:"Он напоил собак?"     
       Вот с тех то пор я понимаю сомнения иных людей по поводу того, ну а  кто же был там первый и приземлялись ли они на Луну. Особенно после последней новости про несколько тонн технической документации, которые какая то уборщица выкинула на помойку.
Н-да! А вот пятнадцать лет назад одна из наших отечественных инженеров работающих ныне на Боинге пригласила меня 12-го апреля сходить на "Ночь Юрия". Это было большое открытие для меня. Совершенно не ведал ранее, что эту ночь отмечают в Антарктиде на польской полярной станции, в Хьюстоне,  Флориде,  в Пекине, где-то в Европе,  в Москве, в Байконуре и вот  в Сиэтле тоже. Эта молодая дама повредила на занятиях карате свою ногу и временно сильно хромала. Сама то она довольно хороша,  но вот с хромою ею никто не захотел составить ей компанию. Она же, эта дама,  не из тех,  кто готов разбрасываться двумя редкостными бесплатными приглашениями,  которые достались ей за хорошую работу на авиагиганте. Когда она вызвонила меня я без колебаний принял эту жертву и готов был волочь ее на своей спине. В тот год  эта ночь проходила на вершине башни Спейс Нидл. О,  это было нечно! Народу было,  как в Останкино на голубом огоньке. Преобладала молодежь из местных университетов,   но были и солидные люди. Одна высокая седая строгая мадам оказалась руководителем программы разработки марсианского ровера на Боинге. Были два писателя фантаста, которых  я не знал. Точно знаю, что это были  не Азимов, не Брэдбери и не Шекли. Но их узнавали,  а я, как на зло, за полгода до этого порвал себе уши и сейчас сильно страдал в шумном помещении не разбирая имен и фамилий если их произносили невнятно. Были тут и яркие космические энтузиасты,  которые знают все, что писано в современных энциклопедиях про космос. Забавные, голосистые и возбужденные по случаю этого юбилея. Студенты же на удивление в своей массе были здесь только поглазеть,  да потанцевать с напитками  после торженственной части на нижнем этаже.
            Открыла вечер та дама, руководитель из Боинга. Она упомянула про первый полет в космос в 1961-м году и подробно рассказала о работе своей группы над марсианской программой.   Потом вышли на сцену фантасты и тоже поговорили о своих книгах, а один из них добавил что-то из своей биографии про Вьетнам, где он оглох от собственных снарядов будучи специалистом по подрывной работе. Народ был очень раскован. Шумели,  задавали вопросы, перебивали,  не курили, чокались бокалами ждали окончания выступлений и толкались между собой. Стульев не было. Толпа грудилась мелкими группами по интересам и вокруг стендов на неземные темы. Наконец на сцену выскочил растрепанный, кучерявый, рыжий, бородатый ботаник в толстенных очках с голубыми адски расширенными глазами.  Он был одет в красную ковбойку с крупной клеткой,с закатанными рукавами, в синие джинсы и башмаки на толстой подошве. "Люди!"-  закричал он:"Пройдут сотни или тысячи лет и если человечество выживет,  оно забудет о нас, об этой башне, ее  уже тоже не будет! Мы не знаем,  что будут люди есть и, как жить! До каких планет они доберуться! Но они никогда не забудут первый полет в космос и того, кто это был! Юрий Гагарин мой главный герой и я хочу..." Я в это время стоял рядом с большой дамой из Боинга и слышал, как она сказал своему помощнику:"Стива пора вытаскивать оттуда!" Стивом оказался этот самый рыжий. Помощник ушел к выступавшему и тот успел еще что-то с энтузиазмом прокричать блестя очками. Студенты хлопали и свистели этому Стиву,  но микрофон отключили и публику пригласили спуститься для неофициальной части.    
Как говорится "и я там был, мед пиво пил.." . Сначала удалось перекинуться немного с глухим фантастом,  но ненадолго. Про Азимова и Шекли ему было не интересно, а его книги были мне незнакомы. Затем у стенда попался "бешенный Стив",  с ним  конечно можно было зависнуть надолго, космос то большй, но тут ему вздумалось учить меня, как правильно произносить слово робот. Мы говорим ро'бот, а по американски это робо'т , но Чапек то был все таки славянин и правда должна была быть моей. Однакож, не спорьте с дикими ботаниками, я за то лишь ему благодарен, что он Юрия не предал. Ведь это реально наше общечеловеческое!
Я помню себя подростком на полированном паркете в квартире Игоря Фурса, моего соседа и школьного дружка в Мариуполе, тогда еще Жданове. Жарким летом мы не пошли на море, мы наблюдали черно-белую трансляцию первой лунной эпопеи Апполон. Рты наши  открыты, шерсть вздыбилась, по всей коже пошли мурашки...
Президент Джонсон поздравлял потом  героев астронавтов,  прилетевших с Луны, хлопал их по плечам, пожимал им руки. "Парни!"-говорил он:"Следующий полет будет на Марс! Готовтесь!" Нил Армстронг спросил:"В памперсах на Марс?Спасибо, сэр!" Туалета в лунном модуле не было, но у нас появились прокладки разработанные в НАСА.  
Если попробовать представить себе хотя бы однажды,  но всерьез, насколько все это технически сложно, гениально  и рискованно было и, как далеко нас всех продвинуло,  и могло бы привести к современному строительству Вавилонской башни и всемирному единению,  но не срослось..

Опять! Вот почему мне трудно верить во Всевышнего. Сколь бы не было хорошо и гениально человеческое деяние, всегда появляются вонючие черти в округе! 

1 комментарий:

TigRoss комментирует...

Прости нас Юра,мы всё прое.....ли.((