воскресенье, 8 мая 2016 г.

Устрицы и вертолеты Сикорского

Устрицы и вертолеты Сикорского

Удивительные открытия совершаешь, копая историю, даже когда это всего лишь история американской устричной индустрии. Когда в России происходила революция и затем гражданская война, американские устричники находились на пике своего развития и имели весомое влияние на экономику, социальную  и культурную жизнь страны. Это эйфорическое состояние было враз разрушено массовой тифоидной лихорадкой, которая случилась в середине 20-х годов прошлого столетия. В Нью йорке, Чикаго и Вашингтоне одновременно было зарегистрировано более 1500 случаев  из которых 150 закончились летально в одну зиму 1924-25 года. Виной тому были объявлены устрицы из Чесапикского залива оказавшиеся в загрязненных городских водах. Шокированная публика по всей стране отвернулась от морского деликатеса доминировавшего несколько десятилетий в ресторанном бизнесе.
В 1921-м году  Павел Семенович Гальцов, уроженец Москвы 1887 года, он же выпускник, золотой медалист Московского императорского университета,  прибыл в Америку на английском транспорте. Именно ему довелось возглавить работы по глубокому изучению биологии устрицы, экологии морского побережья и выработке рекомендаций и методик безопасного разведения и употребления устриц и других коммерческих моллюсков в пищу. Его работы длились почти тридцать лет в знаменитом Вудс-Холе и завершились публикацией тяжелого и обстоятельного фолианта весом в 4 кило "The amerian oyster",  в котором он ссылался на 1400 других авторских работ. Считается, что именно работы этого исследователя и сотрудников под его руководством спасли устричную индустрию от полного коллапса  и установили экологические стандарты прибрежного природопользования, которые успешно заимствуются теперь по всему миру.
Еще на  родине Павел Семенович успел отметиться, получив две царские стипендии для профессорской практики в Европе, а перед самой революцией возглавлял лабораторию в знаменитой Севастопольской биостанции одним из основателей которой был сам Н.Н.Миклухо-Маклай. Когда П.Гальцов прибыл в соединенные штаты, там не было университетских морских биологических дисциплин, при этом в правительстве было множество вакансий требовавших соответствующие квалификации. Он быстро нашел работу .... и глава центра ... был поражен уровнем,глубиной и основательностью исследований П.С.Гальцовва. Впечатление было столь сильным, что русского исследователя назначили главой национальной лаборатории в Вудс-Холе, минуя обязательную процедуру конкурсного отбора. Позднее,в 50-х годах, американское правительство вновь останавливает свой выбор на Павле Семеновиче для изучения воздействия атомных взрывов на атоле Бикини и иных островах подвергшихся жестоким экологическим испытаниям.
Одним из важных административных решений П.С.Гальцова во время работы в Вудс-Холе,  был прием на работу еще одного российского эммигранта Виктора Леонидовича Лузанова. Родом из Киева Виктор Лузанов окончил первое Омское кадетское артиллерийское училище и уходил из России активным артиллеристом белой армии через  дальний восток, Китай и Японию.  Оттуда он прибыл на тихоокеанское побережье штата Вашингтон, где два года работал на лесоповалах и на рыбных промыслах одновременно изучая английский язык. Затем он поступил на биологический факультет университета штата Вашингтон, который успешно окончил. По окончании  был принят в штат департамента рыболовства, где занимался... Затем перебрался в Виржинию на позицию главного биолога. Оттуда его Павел Гальцов  забрал в лабораторию Вудс-Хола в Милфред. Виктор был на 12 лет младше Павла, он подхватил и продолжил дело старшего товарища. Именно благодаря разработкам В.Лузанова и его коллеги Г.С. Дэвиса мир научился круглогодично и стабильно активировать нерест устрицы и других моллюсков , поддерживать жизнестойкое развитие личинки на всех стадиях и затем получать спат в необходимых количествах для дальнейшего выращивания. До них считалось, что нерест двустворчатых моллюсков напрямую связан с лунными ритмами.  Они разработали методы теплового убийства болезнетворных бактерий сохраняя при этом устричную молодь живой, изучили устричный рацион питания микроскопических организмов и разработал диету из живых и сухих кормов. Разработки Лузанова революционизировали устричную индустрию, подняли  на новый уровень сначала в штатах, а затем и во всем мира. Его разработки были применены и для разведения других моллюсков в заводских условиях.
Два русских ученых, П.С.Гальцов и В.Л.Лузанов,  были активными членами Национальной ассоциации моллюсков (NSA National Shellfish Association) , которая, во многом благодаря их многолетнему активному участию,  превратилась во всемирно признанную ассоциацию. В биографиях опубликованных NOAA уделено много внимания, как  их роли в работе в Вудсхоле, так и их личным качествам. Оба отличались чрезвычайной научной активностью, много публиковались, были известны за свою прямоту в научных дебатах, а также своей запредельной работоспособностью и ответственностью в работе. Виктор Лузанов прощал только одно опоздание на работу, за повторное увольнял сотрудников. Чтобы сохранить финансирование лаборатории, он настаивал на обязательной публикации хотя бы одной статьи в год каждым сотрудником, а индивидуальные отчеты принимал еженедельно. Если ему не нравились результаты Лузанов устраивал прилюдные разносы своим громовым голосом. Его миниатюрная жена Тамара, зная характер мужа, часто  успешно защищала и спасала несчастных сотрудников. У Виктора Львовича  была плохая память на имена и, когда он в очередной раз ошибся в имени собственной секретарши, проработавшей с ним более 10-ти лет, та отчаянно разрыдалось, и остановить ее было трудно. С тех пор он обращался к женщинам сотрудницам, не иначе, как  "милая" (sweetie). Тамара признавалась, что порой и дома он  обращался к ней также).  В качестве признания научных заслуг В.Лузанова, в честь него назван один из видов морских губок  Acervochalina loosanoffi (Хартман,1958), , и одно из современных исследовательских судов Вудс-Хола также носит его имя. Ему была вручена медаль департамента внутренних дел "За заслуги". Оба супруга своей стипендией поддерживали талантливых аспирантов лаборатории морской биологии при университете штата Вашингтон. На 89-м году его здоровье сильно пошатнулось, он практически полностью ослеп.  Коллеги и сотрудники  восприняли известие о самоубийстве заслуженного ученого, как большую трагедию.


Игорь Иванович Сикорский, возможно был знаком с устрицей, заказывал ее в ресторанах, и он также уехал из послереволюционной России, где в разруху никого не интересовала ни авиация, ни качественное мыло и духи. Примерно так ответил ему новый министр промышленности.    Что меня поразило, это то что он прожил основную часть своей американской жизни в нескольких кварталах от лаборатории В.Лузанова, а  его авиастроительная компания располагалась также на берегу в нескольких милях юго-западнее первой. Заслуги Игоря Сикорского столь широко известны, что представлять его здесь нет смысла. Упомяну только что в честь него назван вулкан на обратной стороне Луны, один из астероидов, аэропорт на месте его цехов является его мемориалом и один из крупнейших реактивных бомбардировщиков также носит его имя.
На маленьком пяточке большой страны в Новом Мире три необычайно талантливых соотечественника внесли свой огромный революционный  вклад в науку, революционизировали свою индустрию, способствовали развитию всего человечества.

2 комментария:

Unknown комментирует...

Спасибо за статью! Есть ли у Вас материал - Виктор Лузанов в Чураевке и Виктор Лузанов и Георгий Гребенщиков

Vassili Kalashnikov комментирует...

Прошу прощения, Александр, что не ответил вам. Мой блог настроен, как то непонятно даже для меня. Я его использую, в качестве хранилища своих заметок и извещения о коментариях ко мне не поступают. Замечаю их только при случайных просмотрах.
К сожалению у меня нет ничего о Лузанове более того, что я здесь написал.