суббота, 17 июля 2021 г.

Опять немного о Посьете

"Как у вас там с рыбалкой?"- спросил таксист на 24-й "Волге" по дороге из Домодедово во Внуково. Путь у нас был ещё не близкий, двухлетняя дочь спала на руках у мамочки после долгого перелёта из Владивостока и я смог подробно рассказать  водиле о посьетском клёве. О прыгающих пелингасах в саргасовых зарослях на мелководье под домом, о снулой на камнях весенней камбале, о стаях малоротой и зубатой корюшки огуречным запахом которой пропах весь  посёлок, о выпрыгивающей из лунок на лёд наваге, о подходе осенних и весенних  сельдевых стад в окружающие бухты, о вылазках за мыс Гамова за сотнями окуней терпугов, о ловле руками  камчатского краба в бухте Халовей после схода льда, о массовых выбросах косяков кальмара и анчоуса на местные песчанные пляжи в бухте Экспедиции.  Добавил ему про катранов и симу, которых ловил маячник Симонов у косы Чурхадо, о лакедре, о наколах на пику экзотических рифовых рыбехах у острова Фуругельма, а еще  про моллюсков и трепанга. Ловили здесь рыбу сотнями и тысячами, если считать по головам. Солили, коптили, вялили ее себе на зиму, а также рассылали в посылках родичам по всему Союзу. Еще многое хотел рассказать ему, но  к сожалению, водилу сразила какая то тоска и он перестал слушать. Он больше не смотрел с любопытством в мою сторону, как вначале, но отстраненно курил теперь "опал" выпуская дым в маленькую форточку и, наверное, вспоминал о своей жиденькой ночной поклевке уклеи и подлещиков в родном Подмосковье, о своих местных приятельских байках про редкостных сомов, язей и голавлей, стеб которых запросто превзошёл этот Дальневосточный трепач. То бишь, я
Но именно такой "рыбной Меккой" и был тогда Посьет, куда устремлялись сотни и тысячи "пиллигримов", поклонников обильный рыбной утехи вопреки строгим пограничным запретам той эпохи на въезд.
"Где это и, вообще, что это такое Посьет?"- был самый обычный вопрос в моих поездках по стране во время командировок и отпусков. "Это самый южный, самый тепловодный, самый изобильный, самый закрытый, самый вооружённый и самый удаленный наш дальневосточный залив и порт Посьет"- кое что из этого можно было бы оспорить, но примерно таким  обычно был мой ответ. Пятьдесят километров от границы на юге с Ким Ир Сеном и примерно столько же по дороге до китайского Хунчуня на западе. Это были добавочные сведения для наиболее любознательных вопрошавших.
        22-го октября 19..го года маленький "пазик" доставил меня от парома в Славянке до посьетского берегового магазина отстроенного до революции  из красного кирпича. Маленький автобус прошумел за спиной пневматикой закрывающейся узкой дверцы и попылил назад по маршруту. У моих ног стояла тяжёлая парашютная сумка подаренная однокурсником Игорем Смирновым. Когда-то она хорошо послужила мне для студенческой подработки при утренней разноске почты в Калининграде, а сейчас в ней было полно кедровых орехов, очищенных и в шишках. Успели сходить Сергеем Львовым в тайгу за три дня дня после перелёта из Москвы. За спиной висел рюкзак со шмотками, а с плеча свисал крутой чёрный кофр с фотоаппаратом и бутербродами приготовленных Ниной Львовой.
Я стоял и смотрел на расходящуюся дорогу, на кирпичный забор какой-то в/ч, на шикарные кусты разросшегося шиповника, на местную одноэтажную деревянную больничку из широких плах через дорогу, на зеленые уазики шнырявшие в обе стороны, на небольшой строй молодых пограничников, протопавших с полотенцами в руках и сержантом позади в местную баню, на огромные столетние вязы с тяжёлыми кронами вдоль гравийной улицы.. Недалеко от моих ног в кустах у обочины веером лежали три мужских тела.
Тяжелая деревянная дверь магазина распахнулась и оттуда вывалилось ещё одно. Это "тело" было живое, опрятное, шустрое, подвижное, невысокое, худощавое, голубоглазое, стриженное с соломенной чёлкой над белобрысыми бровями. На нем были распахнутый пиджак, белоснежная рубаха с расстегнутым воротом и брюки заправленные в сапоги. Было ему лет  эдак вдвое более чем мне. То бишь сорок с небольшим плюсом. В одной руке это тело держало острый плотницкий топор, в другом бутылку "столичной".
     "Не знаете, не  скажете, как отсюда пройти к экспериментальной научной базе?"- поспешил я с вопросом ибо других живых тел поблизости в этот момент не было, а дорога в здесь раздваивалась. "Тело" с любопытством и насмешливо посмотрело в мою сторону своими острыми, глубокопосаженными глазами и весело прохрипело:"Ха-ха! Знаю! Я научный сотрудник там! Хахаха! Иди по берегу, не промахнесся!Хахаха!" "Тело" махнуло топориком в нужную сторону затем его внимание  отвлекло одно из оживших тел на земле. Позднее всему нашлось объяснение. В этот день на базе выдали аванс, а "тело" с топориком оказалось веселым плотником  Лёхой Киреевым.  День получки и аванса здесь легко можно было именовать "водочным днем". Вопреки прочих черт эпохи, дефицита водки тут никогда не случалось.
За последующие семь лет прожитые в этом селении после диплома Посьет отметился в моей памяти обилием интересной работы, обилием общения с заезжавшими научными светилами, обилием завербованных со всей страны девчат на кальмарном, обилием самого этого кальмара, копчёного новозеландского, обилием сыгранных свадеб, и обилием маленьких детей. Хватило и обилия праздничных банкетов и  испитого алкоголя. Олени в обилие населяли полуостров Краббе, министерство и академия проводили обилие семинаров и конференций по нашей тематике. Мы  совершали немыслимое  обилие подводных погружений и по разным предлогам проводили подводные экспедиции. У нас было обильное снабжение подводным снаряжением, включая класснейшее импортное, японское. Наш москитный флот на базе также в обилие был обеспечен топливом, запчастями, портативными рациями в кожаных футлярах и  молодыми экипажами. В округе и вдоль границы стояло немыслимое обилие военных частей заряженных тяжелой техникой в камуфляже постоянно передвигающихся  на рокадных дорогах. Зимой нам обильно светило солнце и продувал обильный "северняк" с порывали более сорока метров в секунду.  Лето запомнилось, помимо прочего, обилием заморской музыки из каждого окна, обилием тусовок, обилием портовой фарцовки и пьяных драк молодежи.  Печальным было и обилие ранних смертей по разным причинам но, конечно же, наибольшим обилием отличались наши устричные, гребешковые и мидийные плантации.  Для них то мы и съехались сюда в свое время.

 

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Ну и корюшки обилие.