воскресенье, 21 июля 2019 г.

К концу сезона.. Миклухо Маклай, мистер Смит, молодая дикарка и пьяная вдова

К концу сезона

Горы пикулей с сушенным трепангом росли и мистер Смит приказал потихоньку грузить их в трюмы. На берегу их держать лучше, там суше, но к походу нужно готовиться заранее.

Сезон по всем показателям был уже успешным. Трепанга было достаточно, он был крупный и плотный. Варильщики хорошо знали свое дело, а погода и обилие дров позволили его хорошо прокоптить и высушить.  Мистер Смит хотел загрузиться по полной и место для груза еще было. При этом ловить трепанг, варить и сушить становилось с каждым днем все труднее. Ловцы были измождены, часть из них выбыла по болезни, полдюжины попросту расстались со своей жизнью. Нырять приходилось теперь глубже, уходить от лагеря все дальше. Часть котлов прогорело насквозь, один из них обиженные моряками дикари умудрились спереть. Листьев   папайи необходимых для варки  почти не осталось, заготовка дров также становилась проблемной. Все пригодные сучья были выбраны на пару миль вокруг стоянки. Джин и табак заканчивались, а  это сразу же  отразилось на дружелюбии дикарей. Они стали ленивее, менее послушными, моряки все чаще вынуждены были палить над головами осообенно дерзких, тратить заряды попусту. Старухи плевались и проклинали погрубевших матросов, дети норовили тащить все, что только возможно. Пропадали береты и шляпы, кремнии,  табакерки  и трубки, украли все пустые бутылки, пропали три топорика.. Самыми большими потерями были, упомянутый котел, и один заряженный штуцер. Проспавшему оружие рыжему Бобу было приказано найти ружье и без него не возвращаться..Боб ушел и .. не возвратился..

Самые большие потери были среди рабов. Двое  то ли утонули, то   ли сбежали бесследно. Один, полуослепший, сильно ободрался на кораллах и его смертельно покусала акула. Еще один столь сильно утомился, что  не мог идти в воду. Тот же Боб, уже хорошо надравшийся к полудню, решил было шугануть картечью, но промахнулся и снес бедолаге полчерепа. Мистер Смит не горевал по рабам. Сезон шел к концу и больные, истощенные рабы становились обузой. Продать их было невозможно, кормить не было смысла , оставить же на берегу или перебить их он не имел права по договору с Вест-Индской компанией. В это время его могли бы лишить права на трепанговый бизнес. Карать, преследовать и убивать намеренно туземцев было  прерогативой только этой компании.
В целом мистер Смит мог быть довольным, но его нрав ничуть не улучшился. Девчонка подаренная дикарями выпрыгнула за борт и едва не погибла. Ее удалось спасти, но она осталась на берегу. Отец беглянки, задолжавший мистеру Смиту, попробовал отправить ее назад, но сопротивление дочери было столь буйным, что девчонку легче было убить, чем усадить в лодку. Назревал скандал, т.к. Мистер Смит отказался давать огненную воду до возвращения беглянки. В скандал вмешался «Бог огня», бродивший в тот день по берегу и наблюдавший всякую активность в деревне. Он отдал отцу девочки банку табаку и забрал бунтарку к себе. К удивлению отца, дочь охотно ушла с этим загадочным, мелким,  худосочным человечком. Скандал со Смитом удалось замять отдав ему вдову одного из пропавших деревенских ловцов. Мистер Смит не очень доволен был заменой. Вдова не была строптивой, но и привлекательность ее была условной и  то только после кружки джина. Приходилось тратить джин, характер это не улучшало. Еще хуже мистеру Смиту было от возникшей ненависти к белому чужестранцу на берегу. Он охотно бы просто пристрелил его и не пожалел бы  зарядов проделать как можно большо дыр в теле этого недомерка, но мистер Смит видел пароход, видел флаг, и все то почтение, которое оказывал капитан и команда при высадке европейского человека с непонятной миссией. Поэтому все рассправы мистер Смит позволял себе в пьяном воображении, а вот рисковать своей карьерой и бизнесом не торопился. Время покажет, можеть подвернется случай извести недруга чужими руками. 

Локтевая кость

Навеянное рассказами о Миклухо-Маклае.. Дю.. Заготовка         трепанга:
       
       
        Локтевая кость


После этой ночки Дю словно приклеилась к своему спасителю. Она повсюду увязывалась за ним в походах по острову,  по берегу, собирала  с ним всякую живность, водоросли и камни, таскала мешки со склянками, смотрела на его рисование через плечо. Сидела часами, наблюдая жизнь в поселке, одной рукой держалась за его одежду. Иногда это мешало ему и он несильно отталкивал ее, иной раз даже покрикивал, если  лезла вперед, а бывало и грозил оставить одну в хижине, если она заскучав, начинала хватать его и  дергать за конечности, за волосы и одежду. В целом же он был доволен ее компанией и помощью.
Однажды они сидели на берегу и смотрели за промысловой активностью, за суетой у котлов, за подходящими на разгруку прау, за старухами и детьми болтающимися вокруг, за матросами с ружьями. Он постоянно что то рисовал и чиркал на бумаге. Смотрел в трубу на море. Просто сидел. Однажды к ним подошли мальчик и девочка лет 7-ми 8-ми, в руках у них была  большая локтевая человеческая кость и они ее постоянно грызли с двух концов. Белый человек посмотрел и спросил у Дю: «Кого сожрали?»  Дю, повторила этот вопрос  детям, те показали на море в сторону парусника и убежали, опасаясь потерять свое лакомство. Человек поднялся и пошел в деревню. Остановился у хижину Туя и спросил старика, о том, кого же сожрали. Туй рассказал, про мистера Смита, которому надоела даренная, вечно пьяная вдова, к тому же он поймал ее на воровстве «огненной воды» и так долбанул ее бутылкой джина, что вдова упала и до утра  уже ни разу не  пошевелилась. Мистер Смит приказал  матросам отвезти  ее на берег и отдать туземцам дополнив послание  двумя полными бутылками. Плакать по вдове было некому, питалась она последнее время хорошо, папуасы решили устроить деревенский пир. Сам Туй в нем не участвовал.
  Маленький белый человек надолго замолчал после этого. Они с Дю пошли назад к своей хижине, на полпути к дому человек остановился  и задумчиво смотрел на парусник продолжительное время. В этот вечер он почти не общался с Дю,  долго сидел у своей лампы из черепа и марал бумагу своими чернилами.

вторник, 25 июня 2019 г.

Колодец в осаде, колодец в засаде (в продолжении истории с колодцем на ул.Полетаева-25)

Сергей Борисович не сдается.

 История с частным питьевым колодцем на улице Полетаева у дома номер 25 продолжается. Угроза существования колодца от возникшего рядом огромного котлована находится на  самой последней грани. Если бы этот котлован рыл лопатой некий неуживчивый мужичок сосед, который решил создать подвал для картошки в непосредственной близости у колодца его остановил бы обычный участковый. Но наш условный "мужичок" копает здесь огромными экскаваторами, многотонными бульдозерами и тяжелыми самосвалами, и потому, милиция отказывается выезжать на место и фиксировать какие-либо нарушения санитарных норм или защиты частной собственности рядового Сергея Борисовича. 


"Это не ваш колодец! Он муниципальный! " с радостью на лице и с бумагами в руках подлетает к Сергею Борисовичу известный депутат, который ранее  искренне обещал разобраться и помочь в сохранении колодца. Депутат для себя решил проблему. Он опять выглядит искренним, честным  и дееспособным. Ему не приходит в голову проверить, что за бумаги  подсунули ему в городской конторе. Судьба Сергея Борисовича его также теперь не очень волнует.  И, Сергей Борисович, вновь остается наедине с городом в лице его официальных представителей, которые в этот раз "простодушно" попытались отжать частную собственность у строптивого жителя. Бумаги окажутся неуместными, они про другой колодец, по другому адресу и к тому же того колодца уже давно "нет в  живых"..засыпан и застроен. Тем не менее попытка запугать или выиграть время получилась и только "самый гуманный в мире Советский суд"....,  суд Советского района города Владивостока, признал реальными документы на реальный колодец, находящийся в частном семейном владении в третьем поколении у Сергея Борисовича. Можно было бы рукоплескать, но реальная летальная угроза колодцу сохранилась. Суд полностью отказал истцу в защите колодца, угрозу которому несет все тот же копаемый котлован для подземной парковки. Основанием отказа служит недоказанность этой угрозы. Т.е. вода еще не испортилась, не ушла, и сам колодец пока не обвалился, хотя на смежной стороне котлована забор, у дома-интерната для престарелых,  рухнул и движение экскаваторов в сторону колодца продолжается.  Про санитарную защитную зону в городе бумаг не нашлось, защита частной собственности, ну как бы пока вреда нет, тогда что...
До этого были попытки потрепать моего друга за незаконную предпринимательскую деятельнось. Другой наезд касался качества воды в колодце. Отметалось также  утверждение о том, что это единственный источник воды для проживающих здесь пенсионеров, им было щедро и по-доброму указано самим горархитектором на наличие колонки в 100-ти метрах на другой стороне улицы с интенсивным автодвижением. Похоже было, что она и ведра готова была предоставить за городской счет. Тогда бы уж и носильщиков и постовых для защиты здоровья и жизни при переходе. Такое вот социальное государство в работе.
Про предпринимательство они сильно вперед забежали. Десять лет назад они были непротив при регистрации частного бизнеса. Принимая регулярные налоги и регистрационные взносы они также были непротив. Они против сейчас, когда пошло это убойное для колодца строительство.
Также и с качеством воды. Они были непротив этого качества долгое время, и недешевые, вполне благоприятные  анализы санэпидемстанции, выполненные за счет владельца колодца, вопросов не вызывали.  Они  сейчас против. На качество воды никогда  не жаловались сотни людей города, которые создавали здесь очереди за нею,  эти люди и сейчас непротив.
Что случилось с людьми, которые руководят городом и отвечают за жизнь в этом городе?Можно только гадать...
Судьба моего друга на кону. Как малозаметная одинокая личность он был просто проигнорирован. Когда же он подал голос в защиту своих интересов  его заметили. Заметили вынуждено. Государство у нас социальное, интересы каждой личности и гражданина должны учитываться, но не учли. В данном случае. Строительство уже идет. Многоэтажный дом с подземной парковкой на стыке всех федеральных дорог в бывшей санаторной зоне с неизменными тепловодными летними пляжами имеет все показатели для высокой доходности и все необходимые документы на его строительство уже выданы. Слушаний, правда, не было и Сергея Борисовича и его интересы не рассмотрели. Сейчас вынуждены рассматривать, но цена вопроса очень высока. Вопрос только для кого она выше?
Сергей Борисович рискует остаться без воды и униженно доживать свой пенсионерский век с ровестницей супругой в новом гиперцентре дальневосточной столицы  шарахаясь от машин с ведрами в колонку через дорогу. Владельцы будущего дома тоже люди. Они хорошо потратились на покупку земли, на проектирование, на получение всевозможных разрешений и на само строительство, и их риски финансовых потерь здесь тоже очевидны. Но не Сергей Борисович создал им эти риски. Не он их проигнорировал при разработке проекта. Им можно было бы немного отступить в размере котлована, учесть колодец с его защитной зоной при проектировании. Потери будущих доходов от сокращения парковочных мест можно было бы, даже как то компенсировать, раскруткой факта наличия возле городской высотки уникального питьевого колодца. В любом случае качество жизни владельцев эффектной высотки никак не бы от этого не  поменялось. Уверен у них у всех все в порядке с водой в кране. Они возможно даже  точно не знают сколько кранов у них дома, в их домах и квартирах, возможно даже в разных странах. Масштаб проекта легко позволяет это предположить. Тем не менее уступать Сергею Борисовичу никто не собирается.
В видеосюжете на ютюбе я увидел молодую симпатичную журналистку и мне показалось, что прилетел ангел спаситель  Сергей Борисовича. Девушка деловито и внимательно расспрашивала бригадира строителей, который показывал бумаги на строительство, где "все по закону" и значит строительство ведется правомерно. Затем, как бы боковым зрением, она обозначила в сюжете бородатого мужичка в очках и кепке, как владельца колодца, "воду из которого этот человек продает"  и далее нечто "но права на эксплуатацию земных недр не предоставляет".  Т.е. самоценность более полувека используемого колодца с родниковой водой и его значением для владельца и многих людей нашего города технично ушли на последний план. Вместо ангельских крыльев проступили хвост, рога и  копыта.
Другой бойкий расследователь, герой-сталкер, бросил трубку, когда Сергей Борисович обратился с надеждой о помощи. Молодой главный редактор одной из ведущих краевых газет прямо сказал, что таких никчемных, но настырных жалобщиков он бы расстреливал на площади. Кому это важно, спросите Сергея Борисовича об имени. Список обращений во всевозможные инстанции, партии, прессу, общественные организации и их ответов или неответов, просто невообразим.
Суд тоже проделал огромную работу, вердикт написан на пяти страницах плотного текста, но в итоге отказал удовлетворить претензии, только потому, как уже было сказано, что пока колодец не рухнул и изменений в качестве воды еще не произошло.  Между тем строительная активность уже имеет место в 1.5-х метрах от колодца.
Представители градоуправления неутомимы, продолжают тему с качеством воды в колодце и грозят запретом на ее пользование уже самому владельцу, как бы из забот о его личном здоровье. Впрочем  и это, как оказалось, оружие  не самого  тяжелого калибра в борьбе с моим неуступчивым другом. Вишенкой на торте, а, на самом деле, языком суровой правды жизни, с дерьмом на большой лопате,  выступили сами застройщики. Сейчас они вчиняют Сергею Борисовичу иск на четыре миллиона рублей на защиту своей деловой репутации .... Репутации, Карл!!! Если такое когда-нибудь случится,  то и у серийного насильника появится такое же моральное право на иск к своей несовершеннолетней жертве за свой  поломанный детородный орган и последующую импотенцию.. Алилуйя!

. Бог им судья. Как сказал незабвенный Салтыков_Щедрин "Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит."

Сергей Борисович, удивляется, однако не столбенеет. Его упорство все же, похоже, может дать положительные результаты и у него появляются надежды на успех, но для этого приходится обращаться в самые высокие  инстанции. Не было бы только слишком поздно.  Я лично желаю ему этого успеха.

Что же до чиновников, то все от того же Салтыкова_Щедрина " Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?" или
"Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать"
Для людей же очень состоятельных, которые хотят еще большего, норвежский писатель Арне Гарборг сказал, "что за деньги «можно купить еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; мягкую постель, но не сон; знание, но не мудрость; внешний блеск, но не красоту; роскошь, но не уют; веселье, но не радость; знакомых, но не друзей; слуг, но не верность».
И,  да, В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ: «Полагающийся на свое богатство падет» (Притчи 11:28).
Сергей Борисович не сдается и я на его стороне.



пятница, 14 июня 2019 г.

Северная Корея

Северная Корея.

В огромном офисе лидера. Пусто. По разным помещениям передвигаются агенты каких-то европейских или американского спецслужб.
В нижнем кухонном шкафу, под стойкой, прячутся две молодые корейские женщины в синей униформе. Представители обслуживающего персонала.
Повсюду отсутствует верхнее освешение.
В одной из комнат  друг друга обнаруживают две небольшие группы, корейский лидер со своим сотрудником и, двое-трое лиц с европейской внешностью, все в штатском, без оружия в руках. Реакция с обеих сторон крайне осторожная, но без агрессии, с явными признаками желания выяснить взаимные намерения и готовыми к диалогу.
Неожиданное раздается громкий механический шум массового передвижения в соседних помещениях и обе группы молча скрываются за разными дверьми.
Вскоре все звуки исчезают и в здании начинает ощущаться полное безлюдие. Женщины выбираются из шкафа и быстро обнаруживают мое присутствие. Они были ранее знакомы со мной и доверяют мне. Одна из них бросается вперед и хватает мою руку.
Мы все стоим в непосредственной близости, нащи тела соприкасаются. Так мы ощущаем себя безопаснее. Женщина по-прежнему держит меня за руку и затем сильно прижимает ее к своей небольшой груди . Я должен ощутить, как сильно стучит ее сердце, а сама  она полна волнения за судьбу своего лидера. В реальности под моей рукой находится крепкая молодая плоть с твердым соском. Все поняв она рассмеялась и к ней присоединилась ее напарница. Стресс ослаб. Моя рука сброшена. Мы пытаемся понять суть происшедшего и куда все исчезли? И, что же здесь, в конце-концов,  произошло?
Они явно не простые кухарки. В какой-то момент, рассердившись, девушка, обладавшая недавно моей рукой, воскликнула «Они ответят за это!» Мне показалось, что речь идет о каких-то конкретных лицах из местных служб, а сама девушка, вероятно имеет звание капитана или майора…..
Что-то стукнуло. Наверное свалилась шишка на жестяную крышу над моей спальней. 
На соснах за окном орали птицы… На потолке висела новая лампа из «Costco”. Вчера я самостоятельно ее подвесил….Звонил будильник на телефоне.. Было утро 13-го июня..
Похоже мои походы по югу Хасанского района не прошли незамеченными и мое сознание больше мне не принадлежит.

PS  Через две недели после этого сна Трамп встретился с Ким Чен Ином на их земле.

среда, 5 июня 2019 г.

Беглянка и маленький белый человек (Навеяно записками Миклухо Маклая)

Беглянка и маленький белый человек

(Навеяно записками Миклухо Маклая)

Беглянку звали Дю и ей очень понравился новый хозяин. Он всегда был озабочен своими делами, никогда не кричал на нее, в его хижине было чисто и светло, а  вокруг было много неизвестных вещей и вещичек. В течение дня этот чужестранец почти не замечал Дю, забывал о ней, словно ее и не было рядом. Разговаривал сам с собой.  Вспоминал о своей спасенной наложнице только тогда, когда собирался поесть или выпить. Она никуда одна от хижины не уходила, боялась, что ее опять украдут и вернут к страшному белому на большой лодке. Вечерами, когда маленький человек, прекращал колдовать со своими материалами и инстрментами, они вместе садились у огня, одновременно ели приготовленную человеком еду, пили непонятную воду с незнакомым привкусом и цветом. Потом он один курил и пил потихоньку еще какую то воду из маленького сосуда. При этом часто добавлял туда капли или порошок из своих баночек и бутылочек. После такой продолжительной трапезы человек еще некоторое время оставался неподвижным и молчаливым. Затем вновь брал свои бумаги и что-то долго рассказывал ей, на непонятном языке, не отрывая взгляда от этих бумаг. Еще позднее, когда было совсем темно, он гасил свою лампу сделанную из человеческого черепа, немного и нежно говорил с этим черепом, гладил и целовал его перед сном, а затем раздевался и укладывался под парой одеял на своей лежанке. Для Дю у него была отдельное место с пологом.
 Дю было интересно наблюдать за новым белым хозяином. Весь день он был одет, а перед сном раздевался, скрываясь от Дю за сухой ширмой из веток и листьев.
Однажды, когда она почти  перестала его бояться, и ей было скучно, Дю пришла и легла рядом на его лежанку. Белый человек изумился смелости своей наложницы, но промолчал, не прогнал ее, а подвинулся, давая ей больше места. Она тоже  удивилась и чуть спустя сама придвинулась к нему. Он посмеялся и прикрыл ее одеялом. Теперь ей совсем уже было не страшно. Чуть спустя она она потрогала его бороду и прижалась покрепче. Он уже почти спал и что-то пробормотал смахнув ее руку с лица. На следующий день человек посадил ее посреди поляны возле хижины и долго рисовал ее же на своей бумаге. Продолжая рисовать, но подошел, снял  с Дю повязку  и потом еще три раза пересаживал ее то боком, то спиной, то лицом к нему. Несколько раз прикладывал своими маленькими руками какую то ленту к голове и к телу и продолжал постоянно чиркать свою бумагу. Когда с рисованием было покончено он внимательно осмотрел все ее тело, порылся в волосах, заглянул в рот, а затем заставил ее натаскать воды из ручья в большое глинянное корыто, а также в широкий сосуд рядом. При этом сам занялся своими делами и снова забыл про Дю на какое то время. После полудня он затолкал ее голую в корыто. Она долго не понимала, что ему надо и тогда он впервые прикрикнул на нее и показал жестами «лезь в корыто, а то получишь у меня».. Ей стало смешно и она полезла в корыто.  Он снял свою верхнюю рубаху, а у нижней поднял рукава выше локтя и взялся тереть и поливать бедную девушку со всех сторон. Несколько раз она порывалась убежать, но он удержал ее силой и продолжал удерживать и старательно намывать. Особенно ей досталось, когда он занялся ее волосами. Чем он ее намазывал, скреб и чесал, она не понимала, но запахи были хорошие, а белый человек, хоть и удерживал ее, и покрикивал на нее, оставался добрым и нежным. Он даже поскреб ей зубы и язык. Это было самым трудным после волос. В этот раз Дю едва не вырвалась по-настоящему,  покусала и поцарапала его. Однако этот странный умывальщик все равно  оказался достаточто ловок и предупредителен. Когда все закончилось, человек завернул Дю в  большую тряпку и отнес на лежанку. Затем вынул из ящика еще какую то тряпку и показал, как ее заворачивать на теле, а ту повязку, что была у Дю раньше,  бросил без сожаления в костер. Утомленный,  он все же нашел в себе еще силы  натаскать воды, и впервые помыться самому  без помощи приглашенных из деревни женщин.

В этот вечер  он не разговаривал с ней по бумаге. Просто пил и курил после еды. Когда совсем стемнело человечек зажег лампу , лег на лежанку и, как обычно стал сам также молча общаться со своими бумагами, в том числе с теми,  где была нарисована Дю. Дю, заскучала,  пришла и легла рядом. Полежав, ей стало совсем скучно и она дернула своего хозяина за бороду. Человек отложил бумаги и внимательно посмотрел на нее, погладил сверху по голове и поцеловал в темя. Дю засмеялась. Ничего подобного она никогда не видела в своей жизни. Он снова хотел было взять свои бумаги, но тут Дю ущипнула его уже изо всей силы. Человек  ойкнул, уронил бумаги и  повернулся к ней всем телом. После этого он еще много раз рассмешил юную дикарку этой ночью. Ему тоже бывало смешно, но обоим было очень очень хорошо. Человек ни разу не сделал ей больно, ни разу не разозлился на нее, не выгнал ее, когда утомился и даже обернул Дю мягким покрывалом, подоткнув его с боков.. Сам же человек
несколько раз за ночь  зажигал лампу, говорил со светящимся черепом, снова брался за рисование, пока не упал от полного бессилия и блаженно уснул с раскрытым ртом и раскинутыми руками.

суббота, 1 июня 2019 г.

На острове Вау вау

Сторговаться с вождем Вау Вау не удалось. Когда ему привели стройную повзрослевшую Паолу вождь сам на нее ни разу всерьез не глянул, пока человек в белом не кашлянул. Только тогда  Вождь слегка посмотрел на это воздушное создание и твердо сказал свое «нет» на самом смелом наречии своего острова. «Надо было получше кормить дикарку», сказал сам себе человек в белом, не произнеся ни слова вслух. Вечером на берег привели Пао. Человек в белом сделал это скорее по инерции, следуя своим предварительным  планам. Пао сильно ослаб, похудел, но движения его сохранили плавность,  а в теле чувствовалась врожденная взрывная сила ягуара. Грубые канаты на шее и руках еще больше подчеркивали гладкость  кожи и  гибкость суставов. Весь громозкий гарем на обширной  террасе слегка подался вперед телесами. Веки Пао были опущены и он как будто  бы никого не видел. Очень необычное возбуждение появилось и на жирном лице вождя Вау Вау,  хотя он и старался   выглядеть серьезным, хладнокровным, или даже надменным. Первая же жена наблюдала процедуру очень внимательно, никак не притворялась. Она взяла опахало из рук своего слуги, развернула его и толстым нижним концом палки и , в какой то момент, ткнула своего вождя в жирный череп снизу за ухом. Палку она держала крепко, движение было стремительным и весь ее торс весом в три пикуля пришелся прямо в цель. Вождь слетел со своего  бамбукового трона наземь, земля ухнула от удара его задницы и слегка задрожала под ногами окружающих. Первая же жена не выпустила древка, она не испытывала никакого пиетета ни перед пиратами, ни перед самим человеком в белом. Это был ее остров, она здесь была первая и ничем поступаться не собиралась. Тишина повисла такая, что свиньи в клетках перестали визжать, а куры кудахтать. Первая жена наклонила свою голову человеку в белом и  показала движением головы в сторону пирса. Человек в белом выдержал паузу, но потом повел рукой своим головорезам и вся торговая компания не разговаривая направилась назад на пераху. Пао, несмотря на внешнюю меланхолию, впитал в себя массу информации, а свежий воздух, теплая земля под ногами,  обилие запахов и движение свободных людей вокруг, разбудили в нем яростное желание жить,и, каким то образом вернули веру в то, что Паола тоже жива. Толпа зевак сгрудилась у мостков и глаза Пао из под опущенных век не пропустили ни одно лицо.  Сердце стукнуло, и он прочел этот сигнал, как, «здесь есть свой человек!»

четверг, 16 мая 2019 г.

"И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь .." (библ.) О колодце..

           Водоснажение Владивостока с первых лет его основания было серьезной проблемой нашего города. Надежных источников пресвной воды здесь не было. Все речки в городе оказались  маловодны, в суровые зимы они промерзали до дна, а в бесснежные  обезвоживались. Формально муниципальное водоснабжение города началось с первого колодца выкопанного за счет средств из городской казны на нынешней улице Уборевича в 1865 году. Именно отсюда  китайские артели начали  за деньги разносить воду по заведениям и частным лицам. Колодцы продолжали копать и для жителей города они становились бесценными источникамми качественной  питьевой воды. В городской индустрии они, конечно,  не имели существенного значения, для заполнения паровозов, например, воду везли из Японии танкерами, в Японию же ходили бункероваться водой ледоколы и другие суда. Создаваемые влаастями запруды на речках и ручьях, одна из них была на на месте нынешнего драмтеатра, по-прежнему были недостаточны по объему собираемой воды. Жестокость водного дефицита временами становилась столь критичной, что когда и колодцы обезвоживались в засушливые сезоны, китайцы не желая терять заработкки заполняли свои бадьи водой из луж, отстойных ям и сточных канав. Сами жители, в такие периоды также  не гнушались сбором живительной влаги из подобных источников.  В воспоминаниях современников вонючая и опасная вода была одним из главных  ужасов тех времен, наряду с беспределом бандитов хунхузов и повальным пьянством и курением опиума.
Город продолжал инвестировать крупные суммы в разные проекты водонакопления и водоснабжения, завозились чугунные трубы для протяженных водоводов, частично применялось обессоливание морской воды, создавались фильтровальные станции, привлекались английские инженеры. Эти меры давали  заметные результаты. Железная дорога и пароходные компании, со временем,  стали пользоваться местной водой из Суйфунского артезианского источника с  расходом в 10 тысяяч ведер в сутки, появились дома с водопроводом, но в целом рост города постоянно опережал рост водоснабжения и большая часть населения могла полагаться только на колодезную воду. 
Колодцы продолжали копать, они стояли на строгом учете, а в послевоенное время к их копке привлекли даже японских военнопленных, и "самураи" не подвели. Ни саботажа, ни вредительства не было отмечено. Напротив, вырытые колодцы были выложены диким камнем и сама кладка по сей день  отличается легендарным японским максималистким качеством. 
По-настоящему же, городским, водоснабжение нашего города стало только после введения в строй Седанкиского водохранилища в советское время. С его введением все строящиеся здания подключались теперь к центральному водопроводу и город наконец-то зажил. Тем сильнее был стихийные удар для его жителей  в конце 70-х годов, когда и этот водоем обмелел из-за рекордного недостатка осадков. Это запомнилось очевидцам навсегда.
Впечатляющую картину представляли зимние многолюдные очереди людей с ведрами к водовозкам у подъездов.  Еще более жуткие виды были от  повсеместных и наспех отстроенных , мгновенно переполненных, деревянных туалетов (сортиров) на улицах близ пяти- и девятиэтажек. Длилось это не день и не два..... Тогда наличие колодцев в частном секторе оказалось огромным подспорьем для жителей вокруг.
Сейчас столь незабываемый кошмар остался далеко позади, в городе проведены  новые водоводы, открыты и освоены новые водохранилища, эти хранилища  имеют ресурс с серьезным запасом и дай то бог!
Да, дай бог! А если не даст? Водоводы являются одной из главных целей для терактов в периоды политической нестабильности. Крым нам служит свежим примером.  Также никто, даже господь бог,  не отменял природные катастрофы, такие, как землетрясения, цунами, кислотные дожди, плюс индустриальные беды. Здесь мы снова приходим к колодцам.
Колодцы Владивостока остаются незаменимым аварийным резервом питьевой воды, как  с житейской, так  и административной точки зрения. Все они стоят на учете, все копаны на добротных источниках и имеют паспорта. Вода регулярно проверяется надзорными органами. По-крайней мере должна проверяться. Одна из последних городских администраций провела ревизию, очистку и ремонт 35-ти колодцев в черте города  и еще столько же предстояло очистить. Не знаю, не нашел источников информации об их окончательной нынешней судьбе.
Но вот судьба одного из них мне известна так хорошо, что я вынужден был сесть и написать этот опус.
Бабушка моего друга, будучи киевской курсисткой, приехала во Владивосток незадолго до революции и, по преданию, было время, когда она встречалась с Костей Сухановым. Тем самым.  От нее отец моего друга унаследовал небольшой деревянный дом с резными наличниками и участком возле тракта в районе впадения речки Седанки в Амурский залив. Домик и сейчас сохранился почти в первозданном виде с чугунной печью для готовки и отопления. Там же стоит дремучее пианино и письменный стол, каких теперь не делают. Отец был ветераном войны, коммунистом и дом ему сохранили. После смерти отца хозяйство перешло к одинокому старшему сыну,  Жене, с которого и началась вся эта история. С колодцем. На участке был выкопан колодец, теми самыми японцами. Хороший колодец выложенный плоским камнем,  с великолепной родниковой водой и вся округа стала им пользоваться. Время было советское, мирное и безопасное. С соседями жили дружно, забор на хозяйстве был условным штакетником, любой подросток мог его перепрыгнуть. К колодцу можно было подойти и снаружи, он стоял у границы участка. Так соседи и жили здесь десятилетиями. Одни рождались другие старились и умирали. Молодежь большей частью съезжала в "большой" город, в большие дома с водопроводом. Старшие, привыкшие к земле, оставались возле своих сараев и огородов. Мужчин становилось все меньше, что вполне соответствало отчечественной демографии, а женщины превращались в старушек, но продолжали жить и хозяйствовать. Все хорошо знали Женю и он хорошо помнил всех соседей с детства. В какое-то время слабеющим рукам бабушек стало трудно управляться с воротом на колодце и они по соседски обращались за помощью к Жене. Женя был улыбчивый, доброжелательный и общительный парень, никому не отказывал в помощи. Так и жили какое-то время, пока число ослабевших рук не превысило Женины возможности. К тому же Женя зачастую коротал время и скрашивал домашнее одиночество самым известным у нас способом, отмечая тостами все календарные праздники, дни рождения своих родных, друзей и соседей. В таких случаях к нему было трудно достучаться. Он стеснялся самого себя и пытался наверстать пропущенные дни, помогая соседям, но вода то нужна была им ежедневно. Какой-то светлый выдался однажды день и у него взошла идея.  Про насос. Время было перестроечное , насосы тогда уже были в продаже, погружные, белорусские в "тысяче мелочей".  Женя съездил. Купил насос. Установил его со шлангом. Провел проводку и поставил включатель-выключатель. Ворот оставался на месте, но к насосу быстро привыкли и, кто-то однажды,  деньги положил на лавочке. За потраты, за заботу и на мелкие расходы. Так и пошло. Совершенно небогатые старушки  проявили эту инициативу и впоследствии уже, как на свечки в церкви, стали оставлять свои пенсионные копейки. Женя не просил, но и дураком не был. Без работы и без пенсии эти деньги ему не мешали. Помимо старушек сюда за водой часто заезжали люди на хороших машинах. И они оценили новые удобства и тоже стали оставлять какие-то деньги. Дорожку к колодцу надо было мостить летом досками, а зимой скалывать наледь , которая неизбежно возникала и наростала вокуруг водозабора.  Так вот и пошло.
Потихоньку наш брат даже на спутниковую тарелку деньги собрал, старый забор поправил и даже насквозь гнилой "блю бёрд" приобрел. На ходу.
Жизнь текла вместе с водой. Время от времени случались тревожные события. Улица в те перестроечные годы освещалась плохо и зачастую с трассы  сюда залетали братки на разборки. Бывало, что происходили они и с понажевщиной и со стрельбой. Иной раз по утрам милиция обследовала сожженные до основания автомобили. Однажды ночью Женю разбудил шум громкого спора прямо у калитки. Через шторку на веранде, через тонкое стекло он видел движения и слышал возбужденный разговор. Молодые люди решали, что делать с телом !!! Один из этих решал предложил было сбросить тело в колодец, но получил решительный отпор от подельника: "Ты чё!? С дуба упал, у меня тут мамка каждый день по воду с ведрами бегает!". К счастью тело похоже  ожило, и им оказалось молодая девица.  Это ожившее"тело" с рёвом, стоном и визгливым матом бурно возратилось к жизни, тут же, не без внешней помощи, вывалилась из машины  и под пинками, на сломаном каблуке, с полностью обнаженной грудью, хромой иноходью пробежало под фонарем через дорогу.  Женя ушел спать, но с  тех пор на колодце установил глухую крышку, а воротом практически перестали пользоваться.
Затем были бомжи. Они поселились в сараях заброшенного детского садика в нескольких метрах от источника воды. Их становилось все больше. Для обогрева бездомные люди использовали открытые костры и тащили для дров любые деревянные изделия, включая двери уличных туалетов,  заборы. сараи, попробовали и часть колодца разобрать. Колодец удалось отстоять, но соседство бомжей реально представляло пожарную и санитарную опасность. Обращение к властям, к милиции. к пожарникам результата не принесли. Слишком много появилось в городе бездомных, да и иных проблем переходного времени всем хватало. В итоге, одному из наших братьев, пришлось   решать эту задачу самостоятельно принимая  на себя все физические и формальные риски от последствий. Сараи были разрушены полностью, до основания, и бездомные люди, к счастью безропотно, ретировались.
Здоровья у Жени хватило ненадолго. Запущенный диабет, инсульт  и слабое сердце забрали  доброго Жени в мир иной. Хозяйство перешло к младшему брату. Моему другу. Сергею Борисовичу, воспитаннику родного политеха, дипломированного специалиста по газовым турбинам монтировавшимся на всех отечественных подводных атомоходах. Эта профессия и работа теперь вспоминалась через дымку забвения, т.к.  большая часть оборонных предприятий, где Сергей Борисович прежде был востребован, давно перестали существовать. Случайные заработки в предпенсионны период   жизни друга не могли гарантировать ему покоя. Получив в наследие подворье он взялся за колодец всерьез. Нанял профессиональных чистильщиков и изъял со дна все, что туда попало за десятки лет. К счастью больших сюрпризов не было, вероятно, сыграло свою положительную роль частное обладание источником. Затем перестроил надземный сруб, установил навес и ворот, поменял насос, а шланг присоединил из пищевого материала. Он также отлил из бетона мощную и обширную отмостку для предотвращения попадания внутрь поверхностных вод. Проводку  поменял на профессиональную с защитным реле и включателем.  Вымостил своей собственной  бетонной плиткой и дренажом подход с улицы и площадку, где собираются люди у источника. Заказал анализы воды. Сделал суточные и сезонные замеры расхода и заполнения колодца водой , установил влияние паводков на ее качество. Все данные использовал для определения режима потребления этой самой воды из колодца. Стихийное потребление закончилось. Не всем и ни сразу это понравилось, но качество воды теперь обеспечивалось максимально возможное.
Чтобы избежать кривотолков и всяческих "наездов" Сергей Борисович зарегистрировал свой водяной бизнес, установил расценки и начал платить налоги!!! И по иному было невозможно. Все, что люди прощали беспечному пьющему добряку Жене, при серьезном подходе меняло ситуацию кардлинально. 
Вот так и пошло! День за днем! Люди шли и ехали сюда со всего города. За семьдесят лет у колодца сложилась хорошая репутация и, если число местных старушек естественным образом убывало, то в целом народу прибывало, и это несмотря на внесенную дисциплину и ограниченный режим потребления воды. На крещение и вовсе, батюшка из местного прихода освящал воду, а желающие причастится  в ожидании полуночи заполнял все улицу до предела.
Постепенно жизнь налаживалась, хотя назвать ее простой даже с натяжкой нельзя. Люди шли во двор непрерывно. Т.е. дома постоянно были посторонние люди, а они далеко не всегда оказывались  хороши и приятны для общения. Иные вовсе  не вызывали доверия и "просто поставить на кнопку" колодец было нельзя. Завистники и недоброжелатели случалось и не скрывали своих чувств. "Продавец воздуха", хапуга, "дом на воде построил", "а налоги платите", "Сталин бы расстрелял" и так  в течение всех десяти лет. Мой друг не слабый человек, но кожа у него тонкая и нервы лежат прямо под ее поверхностью.
Десять лет им строится тут же на участке новый небольшой дом. Часть работ сделали наемные люди, но немалая доля  работ выполнена  парой собственных рук. Все на доходы от колодца. За десять лет и впереди еще несколько лет до завершения. Хапуга!?
Теперь он пенсионер. Пенсия большей частью уходит на оплату электричества, однако помимо этого он почти 300 тысяч рублей ежегодно отчисляет в городскую казну податью.  С доходов от колодца. У него нет выходных и нет времени болеть. Взрослые дети и жена заняты своей работой. Найти человека, которому можно доверить колодец непросто. Это, как невесту гусарам отдать на хранение. Все десять лет мой друг был "прикован" к колодцу. Он перестал нуждаться материально, но практически потерял свободу передвижения. Жизнь несовершенна и никогда не будет, как взрослые люди, мы все понимаем это и делаем свой быбор и когда надо терпим эти несовершенства.
В один день пришла беда, которую давно ждали, но обхявилась она все равно неожиданно.   На заброшеном более двадцати лет участке бывшего детсада началось строительство 21 этажной "точечной застройки" с несколькими этажами подземной парковки. Без слушаний и объявлений появилась массивная мощная техника, началось рытье огромного котлована. Не было слушаний, не было согласований и никто не отмерял санитарную зону. По-крайней мере, друга моего на них не прглашали. Здесь я вынужден верить ему  на слово и я верю. Проект в миллиард рублей начал свою бурную жизнь и земля соседей буквально затряслась под их ногами. На краю обрыва  и конца своей жизни оказался и колодец моего друга. Могу только догадываться, как согласовываются и внедряются в жизнь подобные проекты. В каждом районе города сейчас  идут слушания по поводу вырубки парков, незаконных отводов участков, втихую выкупленных территорий, рейдерских захватов предприятий и т.д. и т.п. Каждый случай имеет независиое содержание и легенду. Это большая работа для наших властей, законодателей, следователей, прокуроров и  граждан. Я очень рад, что прошло то лихое время, когда все в нашей жизни решалось оченть быстро в пользу ключевых игроков, с помощью наличных денег для больших  и нужных людей и с помщью утюга и паяльника для неугодных и маленьких. Мой друг сейчас борется за колодец, его единственный источник воды и доходов. Он борется не  жалея  сил обращаясь во все инстанции, во всевозможные партии, в прессу, в суды, к народу.  Его последние  жизненные планы рушаться в одночастье. Он Собрал массу подписей под петицией  в поддержку и защиту колодца, преимущественно  тех самых людей, которые годами приходили сюда за водой. . Из того, что до меня дошло, в том числе из немногих местных публикаций, включая "Комсомольскую правду", шансов у него немного. Строители пробовали его успокоить своими буронабивными сваями, но они даже меня не убеждают. Гидрология каждого источника уникальна по форме и составу пластов. Именно поэтому существуют нормативы по охранной зональности вокруг источников водснабжения.  Авдокаты застройщика, представители проверочных городских органов и руководители иных изданий массовой информации позволили себе резкие и даже грубые высказывания в адрес моего друга.
Я не могу никого лично винить или оправдывать. Это дело объективного суда. Вот что меня серьезно потрясает, это абсолютная бездуховность ситуации в которой прежде всего  рассматриваются весомость материальных аргументов. С одной стороны частный владелец небольшого участка пусть и с колодцем, но вся его совокупнгая стоимость не тянет  даже на стоимость тех рулонов обоев, которыми будут обклеены квартиры в новом доме. О чем тут говорить? Как тут бороться? Шансов нет!  Там гораздо большие ресурсы!! Так ведь?

В итоге мы,  таким образом, оказываемся неизбежно обречеными на всевластие  угольных  терминалов во всех южных портах края, на точечную застройку городов с нависающую над нашими головами фасадами, обрекающими жителей на неизбежный дорожный коллапс и  инсульт автодвижения, на вырубку оставшихся скверов и парков, на смытый асфальт и рыхлый бетон, на детские площадки покрытые лужами и на всеобщую убогость существования в такой среде. Абсолютная власть денег на планете доказала свою убойную силу. Убойную буквально.   Поэтому я пишу это и хочу убедить, в том числе и себя, что нужно бороться за свои и за общественные интересы. Звучит до того банально, что хочется зачеркнуть эти строки, но других слов найти не удается.  Бездуховоность убойна. Нужно хранить память, нужно беречь друг друга, нужна культура отношений, нужно сознавать роль духовных символов. Это все не отменяет суть материального существования, но ведет нас от убогого обогащения к духовному наполнениию. Материальные вещи и объекты интересны и богаты по форме и содержанию, когда в них вложен гений и талант, когда у них есть история, самобытность и абсолютный приоритет к существованию против банальностей и китча. Именно этот колодец в моих глазах обладает небольшой, но весомой историей, его вода безусловна превосходит водопроводную по своей исходной  матрице и многолетнее постоянство ее качества тому подтверждение. Популярность воды среди жителей города также и прямо и косвенно  свидетельствуют, как о хорошем качестве воды колодца, так и о его культовой роли. В этой роли они тоже нужны Владивостоку. Отцам города нужно это понимание. 
Тысячелетиями колодцы являются  символами  жизни и процветания. Авторитет Моисея,  почти проклятого собственным истощенным народом, согласно легенде, мгновенно восстановился, когда он посохом расколол скалу по подсказке бога и открыл источник питьевой воды. С тех пор и поныне в этом месте в Иордании находится небольшой закрытый  колодец поклонится которому и напится из которого стремится всякий современный пиллигрим. Колодцы упомянуты  многократно во всех религиях. Именно открытие техники поиска воды и копки колодцев позволили человечеству расселиться по всей планете, освоить животнововдство и земледелие.  Наш народ большей частью славянский. Для славян чистая колодезная вода это символ жизни, обновления и очищения, потому к колодезной воде было особое, трепетное отношение, в такие церковные праздники, как в Рождество, Крещение и на пасху она считалась целебной. Также считалась. что вода из старых колодцев обладает памятью, что дало основу для множества обрядов совершаемых у колодцев. У воды спрашивали советы старейшины, девушки имя своего нареченного. Крикливых и хворых детей лечили окунанием в колодезную воду.
До прихода христианства славяне считали колодцы являются порталами в другой мир. С приходом христианства их стали освящать, и  от этого колодцы становились в сознании людей благодатным, чистым местом. Рядом с ним нельзя было браниться, приходить со злыми мыслями и бросать в шахту мусор. Также колодец символизировал дом и Родину. Отправляясь на войну, воины опускали в колодец меч, чтобы обязательно вернуться. Путники, набирая воды, в благодарность оставляли какую-нибудь вещь.
Символизм колодцев также неповторим, как и их прикладная роль.
Можно бесконечно продолжать вести речь о практическом  и символическом смысле колодцев. В любом случае игнорировать старые колодцы, разрушать их  это духовный  грех и грубая человеческая ошибка бремя которой мы будем  нести до конца жизни  и это будет также нежеланное наследие для будущих поколений.