вторник, 29 мая 2012 г.

Trepanging


        Trepanging


Промысел трепанга (trepanging), трепангование, так называют одним словом по английски,  описывают исторические промыслы морских огурцов в Полинезии, Индонезии, Малайзии, Северной Австралии, на Филлипинах . 
Открытие португальцами морского пути через Индийский океан в Азию пробудил небывалую коммерческую активность европейцев, совершенно несравнимую по объемам с существовавшими до того сухопутными вьючными караванами. Именно она привела к совершенствованию парусного кораблестроенияя, венцом которой стали скоростные чайные клипера, а также к имперским захватам и войнам, в том числе опиумным, и к  попыткам установления  глобального, в то время британского, доминирования. Скромный морской слизняк, трепанг,  поневоле оказался замешан в эту деятельность и сыграл в ней  достаточно весомую роль в развитии исторических событий. 
Китай тех времен был закрытой самодостаточной страной. Иноземцев принимали только в определенные порты, имперские правящие династии опасались, как за безопасность империи, так и растленного влияния пришельцев на собственное население. Они разрешали общаться с иноземцами  только  через избранных переводчиков и не пускали их далее портовой территории отгороженной стеной. Китайцам запрещалось обучать европецев своей речи. За попытки свои же граждане  могли лишиться собственного языка или  даже жизни.  Спрос на китайские товары в Европе оказался крайне велик, тогда, как самим европейцам нечего было предложить  в качестве товарного эквивалента за чай, рис, шелк, фарфор, бумагу. 
Империя облагала  20% налогом всю морскую торговлю и требовали плату за товары серебром.
Серебра постоянно недоставало,европейские купцы искали  дополнительные, внутриазиатские валюты  в качестве которых, в итоге,   хорошо проявили себя  такие товары, как опиум, сандаловое дерево и трепанг..
Именно в этом качестве трепанг впервые стал известен белым людям и они, в свою очередь,  спровоцировали промысловый бум и тягу к открытиям новых районов добычи морских огурцов среди малайцев, индонезийцев. Наиболее именитыми заготовителями трепанга  тех времен оказались  макассарские купцы. Город Макассар на острове Сулавеси до прихода португальцев был крупнейшим торговым центром,  в котором свободно предоставлялось равное право на поставку и покупку товаров любому иностранцу.  Когда в 1511 м году появились европейцы, они нашли Макассар  процветающим космополитическим перевалочным портом, в который приходили китайцы, арабы, индийцы, сиамцы, японцы, малайцы для продажи металлической мануфактуры, тонких тканей, в обмен на изящный жемчуг, золото, медь, камфору, а также  специи, такие как мускатный орех, гвоздику, соцветия мускатного ореха, поступавших с Моллукских островов. 

среда, 23 мая 2012 г.

Трепанг не найдешь на одесском привозе.




В крупнейшем в мире военном флоте США дважды субмарины носили имя промысловых стихопусов. Первая подлодка, во время строительства предполагала получить имя «Сеньорита», в честь яркоокрашенной  рыбки, обитающей в келповых зарослях вдоль всего побережья Калифорнии, но перед выпуском со стапелей ее почему то назвали «Трепанг» ( USS “Trepang”). Возможно описание голотурии с удлиненным, упругим, прочным и мускулистым телом оказалось более подобающим  для военного времени. Лодку на верфи Сан-Диего крестила шампанским жена назначенного капитана, миссис Давенпорт.
 Войдя в строй в 1944-м году, в разгар 2-й Мировой войны, «USS Trepang» отметилась успешными атаками на японские транспортные и военные суда благодаря таланту и мужеству своего капитана Роя Милтона Давенпорта. Рой уже имел три флотских креста и при первом же патрулировании Токийского залива на «Трепанге» смог совершил успешные атаки.  После перезагрузки на базе Пёрл Харбор он атаковал японские линкор и эсминец и ушел к Маршалловым островам, еще позднее на Филлипины. Не все «потопления» подтвердились японскими архивами, но Давенпорт заслужил 4-й крест за походы именно на этой лодке. Затем субмарина сходила еще в пять успешных походов до конца войны и заслужила пять флотских звёзд за боевые заслуги пережив прицельную авиатаку  глубинными бомбами.
После войны её долго поддерживали в резерве, корпус был переоборудован и модернизирован, но в1969-м году героический «трепанг» обрекли на списание, а затем и вовсе  расстреляли учебным артогнём  и ракетами с двух эсминцев, используя ее в качестве мишени,  вплоть до полного затопления.


Еще при жизни дизельного ветерана в1966-м была заложена одноименная атомная субмарина на атлантических стапелях Дженерал Дайнемикс в Коннектикуте. Крестили эту лодку уже в 69-м, а в 1971-м  она совершила поход к Северному полюсу, где провела продолжительные технические и учебно боевые упражнения, а также собрала обширные научные данные по геологии полярного района и по формированию его ледового покрова. После этого  лодку перемещали то в английский Портсмут, то в канадскую Новую Скотию.
В 73-м она потребовалась  для участия-присутствия в Средиземном море, в составе шестого флота во время напряженности вызванного военным конфликтом на Кипре. Это было первое средиземноморское участие атомной подлодки в современном военном конфликте.
«Атомный трепанг» переводился в  теплые Карибские воды для  инспекций, модернизаций, тестов оружия, участия в  различных маневрах, учений по охоте за субмаринами, в крупнейших маневрах НАТО.
В октябре 1978-го года ФБР арестовало трёх подозреваемых: двух в Сент-Луисе и одного в Нью-Йорке, с обвинениям в попытке угона (!!!) атомной подлодки «Трепанг» находившейся в это время в Новом Лондоне, в Цинцинати. ФБР раскрыло заговор, когда двое из конспираторов связались с тайным агентом в поисках средств для обучения и для снабжения подлодки. Задержанные Эдвард Дж.Менденхолл и Джеймс У. Косгроув намеревались убить экипаж, вывести лодку в море для встречи с неустановленным покупателем!!!!   ????!
В дальнейшем лодка продолжала участвовать в разлиных модернизациях. Вновь попадала под Северный Полюс, Средиземное море, Бермуды! Участвовала в специальных проектах, а в 1991-м году, на пути из Портсмута,  прошла в подводном положении зону гигантского катаклизма, которые в последние десятилетия стали называть «идеальным штормом» (perfect storm).

Биография этой субмарины занимает большой список рутинных упражнений для данного класса кораблей, но на протяжении всей её жизни  случалось испытывать себя в исключительных ролях. К концу карьеры ее долго держали в Хайфе (Израиль) и в Ла-Мадалена (Италия), а также использовали в Босния-Герцеговинских операциях американского флота. «Трепанг» также стал первой атомной подлодкой США, которая в мирное время провела совместную операцию с немецкой подлодкой  U-29 по отслеживанию судна с наркотиками и в тренировках морского спецназа.
В 1996-м году 17-го июля, после крушения гражданского лайнера ТрансУорлдЭйрлайнз 800 у Лонг-Айленда, многие независимые эксперты предположили, что он был сбит ракетой пущеной во время учений с подлодки «Трепанг».
Флотское начальство факт запуска ракеты отрицали, но подтвердили присутствие лодки в районе падения самолета.
После этого события лодку впервые перегнали на Тихий океан, завели на верфь в Бремертоне. Здесь ее списали и за год (1999-2000) разобрали на металл. Полностью забывать лодку с богатой биографией не стали. Несколько коек экипажа и столы из кают-компании отправили на стенд Смитсонианского музея для временной экспозиции посвященной холодной войне... Лично я, в это время, ничего не ведая о сём атомоходе, брал уроки в местном колледже в 20-ти милях от работающих газорезов.…

В Советском Союзе под именем «Трепанг» собирали парусные шверботы для начинающих яхтсменов, а в грузинско-российском конфликте недавно отметился украинский сейнерок под таким же именем.

Блин .. трепанги…

Трепанги на дороге..

       «Что за ерунда!» - процедил удивленно старший офицер, посмотрел почти свирепо,  не зная, как иначе взять ситуацию под контроль. «Это ..морские огурцы, сэр»- хрипло сказал Брэд, кусая ус, тоже не зная, что еще добавить. «Это не огурцы!!» - громко пискнула одна из дамочек. Муж дернул ее за рукавчик, но дамочка упрямо топнула ножкой, уже покрасневшая, неожиданно хихикнула: «Они живые!».
       Недавно трепанги спокойно лежали в пластиковых ведрах, в кузове старого форда-пикапа. Ведра занимали весь кузов. Сверху их прикрывали листы фанеры. Покупатель «огурцов» объявился в районе Такомы, а собирать их Джону и Бреду пришлось в районе Анакортеса, где в гавани был «прописан» их старый водолазный бот. Ехали потихоньку в правом ряду. На лов ушло пол дня, а начали в 6-ть утра. Фривэй номер 5 в это время несильно занят, но форд при полной поклаже тянул с потугой, на весь путь могло уйти более 3-х часов. К 147-му выходу решили сойти на старый Пацифик, более медленную дорогу, по которой когда -то фермеры свозили продукты на рынок Сиэтла. Сейчас она вся в современной разметке и со светофорами. Нынешние фермеры на волах не пашут и урожай сдают крупным оптовикам, а старый рынок превратился в туристический атракцион. 
        Бум! На первом же перекрестке под колеса машины выскочила спортивная тачка со славянскими пацанами иммигрантами. Неглядя, они подрезали бампер наших друзей и полетели дальше на желтый свет. Бред успел крепко жамануть по тормозам тяжелыми ботинками. Потертые диски и барабаны завизжали, засвистела резина, от асфальта потянуло паленым. Машину начало разворачивать, как бегемота на носилках у пьяных санитаров. Спокойная жизнь у друзей неожиданно кончилась. Вокруг скрипели уже чужие тормоза, гудели сигналы, слышались крики. Общий шум панически нарастал, движение останавливалось, народ вылезал со всех 4-х сторон.   
         Форд, к счастью, замер, как умер, а через задний проем в кабине, из под слетевшей фанеры и сдвинутых ведер, шевелился холодный поток мокрых, безмолвных, морских тварей. Скользкие трепанги медленно текли теперь по крепким шеям водолазов, зашлепали на пол старой кабины, стали просачиваться через ржавые дыры в полу, шлепались далее на асфальт и, набрав упругости, скакали по ходу движения и по остальным сторонам твердой дорожной стихии.. Машина "молча" стояла немного под уклон и потому, поток не иссякал. Время теряло свой ход. Шум вокруг замирал. Люди выходили из кабин, не имея возможности продолжать движение. Мужчины тянули шеи, посматривали вправо-влево, женщины повизгивали и подпрыгивали, избегая контактов с удивительными существами. Никто не стремился к контакту с неземными уродцами, и вопросов, пока, тоже не задавали. Поток все шел.
        Вскоре, за спинами толпы завыли сирены, заполыхали огни, появились полицейские шляпы. Из под них слышались решительные голоса, люди расступались под напором энергичных офицеров, но и они, выйдя вперед, на свободный участок вокруг наших знакомых, временно умерили свой пыл и тоже смолкли. 
       Примерно так начинался промысел трепангов в штате Вашингтон около сорока лет назад. По-крайней мере, похожую историю излагают нескольких местных дайверов патриархов, чьи байки расходятся лишь в небольших деталях. 
      Получив у старого корейца, небывалые доселе деньги, Джон и Бред быстро забыли про шок на перекрестке, про неуклюжие обьяснения, про штраф и выволочку от копов, а главное, про свой позор от длительной, принудительной очистки дорожного полотна. Ползая на карачках под колесами своего и чужих авто, на глазах уже расслабившейся толпы, они проклинали самих себя, беспощадное остроумие ожидавших проезда мужиков, женское настойчивое любопытство и самих этих мерзких трепангов, притихших и обмякших, как оборванные бычьи ..органы. . Это все теперь позади. Пустой пикап летел на север, как молодой ферари на обкатке. Дорога стелилась, раскатанным ковром. У друзей в кармане плотненько лежали перевязанные в пачки "бабки", а в море отныне их ждал востребованный продукт, был покупатель, была работа и откладывать ее они не собирались.

воскресенье, 20 мая 2012 г.

"Tрепанги, введение, Миклухо-Маклай, Конфуций,"


В японской поэзии Хайку имя намако, ака трепанг, упоминается чаще чем Луна, свежий снег и цветущая сакура. 


Малайские женщины и мулатки на Гуаме собирали трепанг, бродя по мелководью и нащупывая его босыми ногами. 
Миклухо-Маклай в Новой Гвинее наблюдал за работой голых папуасов-трепанголовов, нырявших от рассвета до заката, под прицелами штуцеров в руках немецких и голландских коллониальных торговцев. 
До опиумных войн между Британией и Китаем трепанг служил валютой, наравне с серебром, опиумом и сандаловым деревом для закупки чая, риса, шелков, фарфора и других китайских товаров.
Две американские подлодки принявшие участие во Второй Мировой и в холодной войнах, одна дизельная, другая атомная, были крещены на стапелях под названием «Трепанг».
Повар Конфуция, чье имя затерялось в истории,  изобрел рецепт супа с трепангом, акульими плавниками, спаржой и иными компонентами вываренными в куринном бульоне.  Этот рецепт посвящался древним китайским героям и назывался «Восемь бессметрных смельчаков, пересекших бурное море, вместе с будийским монахом Архатом»! В доме великого мыслителя подавали сей суп местной знати, коллегам и  гостям из императорского двора. Спустя 2.5 тысячи лет в  городе  Цуйфу, где родился и жил философ, продолжает существовать ресторанчик, в котором готовят  помянутое блюдо. Чтобы сварить этот суп самостоятельно, например,  в современном Циндао, придётся потратить  около1300 долларов за полкилограмма сушенного трепанга в супермаркете Синьзя . 
Феномен трепанга, несмотря на очень долгую историю  его потребления в Азии и Океании, а также во Франции с колониальных времен, вопреки глобальному развитию  современных промыслов и фармацевтических исследований, по-прежнему далек от публичного понимания. 


Это существо, а также пищевые продукты из него известны, как хай-шен (морской женьшень) в китайском языке,  беш-де-Мер (bêche-de-mer букв. "морской слизняк") на французском. Трепангом его назвали (trīpang) в Индонезии, намако (namako) в Японии, балатан (balatan) на тагальском. В Малайзии он гамат (gamat), а в англоязычных странах морской огурец (sea cucumber). Вопреки последнему названию это не растительный, а животный морской организм из семейства голотуриевых. У него продолговатая форма с небольшими выростами на упругом, пластичном теле. Известны  тысячи видов трепангов, из которых несколько десятков имеют промысловое значение. Трепанги обитают на дне защищенных бухт и заливов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах на всех  широтах. Они малоподвижны, питаются детритом, органическими донными осадками, собирая их со дна подобно пылесосу. 





По устоявшемуся признанию трепанг является сильным афродизиаком, лечит воспаленные суставы, старческое слабоумие, налаживает работу выделительных органов, способствует поддержанию эластичности сосудов и кожи, поддерживает влажность кишечника и этот перечень далек от полноты .. 
  Современные работы  подтверждают многие качества  продукта, которые раньше признавались только китайской медициной и зачастую воспринимались как поверья. В современной Австралии   его продают в аптеках для оздоровления суставов. Японские ученые нашли в нём компоненты, которые оказались эффективны для терапевтического лечения больных спидом. Есть также данные об эффекте, останавливающем развитии каппиляров в опухоли и, таким образом замедляющем разитии раковых образований.. 






В китайской кухне  он является желательным компонентом в праздничных приготовлениях каждой семьи, в будни он попадает на стол  людей только определенного класса.  Современное развитие Китая породило промысловую трепанговую лихорадку во всех регионах его обитания, от Исландии до Чили, от Аляски до Мадагаскара. Научившись культивировать трепанга в углубленных рисовых чеках или бывших креветочных прудах на берегу Восточно-Китайского моря многие вчерашние китайские крестьяне стали юаневыми миллионерами. 


Беспрецендентное удвоение закупочной цены на северо-американский трепанг в 2011-м году похоже на сигнал о том, что история трепанга продолжает развиваться и, возможно,  набирает новые обороты.